Заказ продукции

Ваше право на голос

Как Вы нашли наше СТО?
 
Баннер
motul_coconutФранцузская фирма «Motul» делает моторное масло из... кокосовых орехов.

Марка Motul известна с 1853 года - тогда она принадлежала американской нефтяной корпорации «Сван Финч» производившей масла для паровозов и пароходов. На пике автомобильного бума, в 1932-м, американцы начинают экспорт масел в Европу, а в 1953 открывают завод во Франции. В 1969 году «Motul» становится полностью французской фирмой со штаб-квартирой в Обервилье, под Парижем.

В своем деле она всегда опережала соперников. Так, полусинтетическое масло
появилось в ее программе еще в 1966 году, а еще через пять лет первой в мире
100-процентной «синтетикой», к тому же не содержащей нефтепродуктов, тоже стал «Motul».

Где как не здесь, в Обервилье, я смогу наконец-то выведать все, что интересует наших читателей о маслах? Моим собеседником стал один из творцов «секретных формул», руководитель отдела развития «Motul» Франсуа Доль.

Итак, важнейшее направление исследований серьезных масленщиков - базовые составляющие, то есть основы. В принципе, масло с высокими показателями можно получить и из дешевой «веретенки», начинив ее лошадиными дозами загустителей и присадок. Но так делают те, кто не дорожит маркой: ведь «поварившись» в горячем моторе десяток-другой часов, подобный суррогат утратит первоначальные свойства. И наоборот, если вязкостные свойства и термическая устойчивость масла заданы уже его основой, создатели которой не поскупились ни на добротное сырье, ни на исследования, получается продукт стабильного качества, прославляющий доброе имя фирмы.

Наиболее распространены минеральные основы, получаемые прямой перегонкой нефти - такие преобладают в программах крупных производителей. «Motul» традиционно ориентирован на элитные масла, эта фирма небольшая и зарабатывает, скорее, не объемами, а умом, выпуская всего около 50 тыс. тонн масел в год, из которых «минералки» не более 35%.

Гидрокрекинговую основу (она вдвое дороже минеральной) получают высокотемпературным разложением тяжелых фракций нефти в присутствии водорода. По вязкостным свойствам масло на этой базе не намного опережает обычную «минералку», что не мешает некоторым фирмам (но только не «Motul»!) называть крекинг синтезом и писать на этикетках слово «Synthese».

Следующая ступень - уже полноценная «синтетика» на базе низкомолекулярного
полиизобутилена (себестоимость в 2,5 раза выше, чем у минеральной основы) и полиальфаолефинов (в 4,5 раза), получаемых полимеризацией нефтяных газов - бутилена и этилена. Большинство выпускаемых в мире синтетических масел делают на полиальфаолефиновой основе - в отличие от минеральной, она не теряет текучести до -60DGС и намного более стабильна при длительном воздействии высоких температур, то есть существенно меньше окисляется и испаряется. Однако «Motul», в отличие от крупных производителей, применяет полиальфаолефины лишь для масел среднего звена, например серий 6100 и 4100, а для топ-сортов, таких как 8100 и 300V, у нее припасено кое-что получше - эстеры. Это и есть высшая, на сегодняшний день, ступень развития «масляной» науки.

Эстерами на Западе называют сложные эфиры - продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. По сравнению с полиальфаолефинами, представляющими собой простые углеводородные цепочки, молекулы эфиров полярны - электронная плотность смещена к атому кислорода карбонильной группы. Отсюда - важнейшее достоинство масел на базе эфиров: отрицательно ионизированный атом кислорода непременно притянется к металлической поверхности смазываемых деталей, поскольку кристаллическая решетка любого металла (или сплава) состоит только из положительно ионизированных и нейтральных атомов. Таким образом, детали агрегатов, в которых работает эфирная «синтетика», всегда покрыты прочной пленкой смазки. Это очень важно - ведь по результатам исследований до 80% износа двигателей приходится на первые секунды работы, когда масла поступает еще недостаточно. Тем более, что в Европе мотор приходится нагружать сразу после пуска – даже кратковременный прогрев на месте запрещен.

Себестоимость эфирной основы в 5-10 раз выше, чем минеральной, ведь ее производство включает несколько стадий. Сырьем обычно служит копра кокосовых орехов или семена рапса. Отжатое из них масло подвергают гидролизу, отделяя глицерин и получая нужные карбоновые кислоты. Заключительный этап - этерификация, то есть взаимодействие кислоты со спиртом. Разумеется, не винным, в молекуле которого всего два атома углерода, а более тяжелым, где их от 4 до 22, ведь чем крупнее будет радикал R1 в молекуле эфира, тем выше его вязкость. Кстати, в этом и состоит второе главное преимущество эстеров над полиальфаолефинами: здесь можно легко менять вязкость конечного продукта, применяя тот или иной спирт. Дополнительно варьировать свойства масла можно, меняя и кислотный радикал R, что еще более повышает себестоимость, - ведь тогда и карбоновые кислоты приходится синтезировать. Поэтому чаще применяют растительные, благо кокосовых пальм на Земле хватит и на моторные масла, и на батончики «баунти»...

Возможность изменять вязкостно-температурные свойства эстеров позволяет «Motul» не один десяток лет быть поставщиком No 1 спортивных команд в авто- и, особенно, мотогонках. Представьте - масло настраивают под конкретный мотор, трассу, пилота так же, как, скажем, подвеску или трансмиссию. Работая в команде, будь то гонки Гран-при, ралли или кросс, химики «Motul» рассчитывают и подбирают требуемые свойства масел, отслеживая каждую секунду времени прохождения круга!

При определенных сочетаниях радикалов получаются экологически чистые биоразлагаемые эстеры: они дороже «минералки» уже в 15 раз. Сделанное на их базе масло, попав в почву, за 21 день разлагается бактериями на 85%, хотя для получения экологического сертификата достаточно уже 66-процентного распада. Очевидно, что за такими будущее, но пока дружественные природе творения «Motul» предназначены в основном для двухтактных моторов газонокосилок, бензопил, снегоходов, гидроциклов и скутеров.

Головное предприятие «Motul» (есть еще филиалы в Испании и США) – небольшой завод в местечке Вэр-сюр-Марн к востоку от Парижа. Оснащение - самое
современное, рабочих - минимум. Масла подешевле смешивают непрерывно - дозирует компьютер, за которым всего два человека. Еще четверо делают элитные масла - уже вручную. Разлив полностью автоматизирован, и робот наносит на каждую банку номер партии - подделать его вне завода дороже, чем купить подлинный «Motul» в магазине.

Масла каждого сорта здесь делают понемногу, поэтому при переходе с одного на
другой приходится очищать трубы изнутри специальными пыжами, прогоняя их сжатым воздухом. Вот такая аккуратность. А контроль качества - на всех стадиях.
Компоненты исследуют еще до смешения, затем берут пробы готовой смеси, потом - из первых банок партии и, наконец, из последних... В заводской лаборатории могут
протестировать десятки параметров масел. Да и моторные испытания на автомобильных и мотоциклетных заводах идут непрерывно - сотрудничать с «Motul» не только выгодно, но и престижно.

O сортах масел «Motul» для автомобилей и их розничных ценах.

Самые доступные - минеральные серии 2000 вязкостью 15W40 и 20W50 - около $4,5
за литр.

Серия 4000 («минералка» вязкостью 10W30 и 15W40) чуть дороже - $5,3/л, зато
эти масла сертифицированы для большинства современных двигателей.

Серия 4100 - «полусинтетика» на базе полиальфаолефинов с добавлением
минеральной основы. Ее средняя цена при вязкости 10W40 - $5,8/л, а 15W50 - $6,2/л. Допущена для моторов самых последних разработок.

Масло 6100 вязкостью 5W40 стоит около $10 за литр и аналогично топ-сортам других авторитетных фирм. Это 100-процентная «синтетика» на базе полиальфаолефинов с небольшой добавкой сложных эфиров. Пригодно для любых автомобилей и любого климата.

Масло 8100 вязкостью 0W40 - «синтетика» на базе сложных эфиров с небольшой добавкой полимеров. Аналоги такого же состава у других производителей пока неизвестны. Создано для надежной смазки деталей двигателя с первых оборотов после пуска - даже в арктических условиях. Цена - около $11 за литр.

300V - масло-легенда, дебют которого в 1971 году удивил автомобильный мир. Уже тогда в нем не было ни капли нефтепродуктов - основа полностью эфирная. С тех пор заправленные 300V моторы автомобилей, мотоциклов и катеров выиграли тысячи гонок, и все это время химики улучшали его состав. Сегодня к традиционному для 300V сорту вязкостью 15W50 добавлены еще три: 5W30, 10W40 и 15W60. В Москве за 300V просят от 12 до 20 долларов за литр, в зависимости от вязкости и аппетитов магазина, хотя в Европе оно намного дороже. Там фирма «Motul» вообще запрещает своим дилерам продавать 300V в магазинах - только в маленьких сервисах, где обслуживают «порше», «ягуары» и прочие дорогие игрушки автогурманов. Так что Россия, где масло, «выигравшее» десятки чемпионатов мира, вынуждено стоять на одной полке с обычным, - скорее исключение. Стоит ли его покупать? Для привычных нам моторов, пожалуй, слишком жирно будет. Впрочем, чтобы прикоснуться к легенде, вдохнуть винно-пряный запах из банки и уверовать, что теперь уж мотор не придется разбирать никогда, кто-то, безусловно, раскошелится...

Источник: http://www2.zr.ru